Деятельность специалиста по
кадрам заключается в грамотном ведении кадрового делопроизводства и решении
других задач. Это обеспечит своевременное и правильное оформление документации,
регулирующей трудовую деятельность сотрудников, а также свежеет к минимуму
количество претензий со стороны проверяющих органов.
Нормативные акты и виды документации, которые
обязан знать кадровик
Для осуществления
деятельности сотрудник в первую очередь должен знать нормативную базу,
регулирующую оформление документооборота и деятельность персонала, а
также уметь отслеживать изменения
законодательства. Основной документ – Трудовой
кодекс. В зависимости от специализации деятельности организации, кадровик
обязан знать нормативные акты, которые можно условно разделить на
следующие категории:
- Организационно-кадровые. Регулируют трудовые отношения. Содержание должно соответствовать нормам ТК РФ. К таким актам относят:
- должностные инструкции;
- коллективный договор;
- штатное расписание;
- разнообразные положения (об охране и оплате труда, премировании, защите персональных данных и другие)
- Распорядительные. Такие документы требуют исполнения. Их издает руководитель с целью дать определенные распоряжения сотрудникам. Эта группа включает:
- приказы и распоряжения: о приеме на работу, переводе на другую должность, увольнении, дисциплинарном наказании или премировании.
- личные дела работников.
- Информационно-справочные. Разрабатываются для обмена информацией, фиксации важных данных. К этой категории относят следующую документацию:
- Входящую. Распоряжение от вышестоящих организаций, жалобы, письма, заявки, отчетность.
- Исходящую. Ответы на входящие акты, договоры, письма, справки, предложения.
- Внутреннюю. Служебные и докладные записки, различные акты, отчеты.
Сотрудник отдела кадров
обязан знать нормативные правовые акты организации: Положение о персональных
данных и премировании, Правила внутреннего трудового распорядка, штатное
расписание график отпусков.
Что должен уметь специалист по кадрам
Кадровик обязан решать следующие задачи:
- Подбор
и поиск персонала.
- Оформление
новых сотрудников.
- Проведение
собеседований.
Для ведения кадрового учета и делопроизводства кадровик
должен уметь:
- Вести
учет персонала организации.
- Осуществлять
прием сотрудников на работу, их перевод и увольнение, документально
оформлять командировочные, отпуска, а также привлечение к дисциплинарному
взысканию.
- Своевременно
вносить данные в трудовые книжки, обеспечивать их учет и хранение.
- Составлять
график отпусков сотрудников.
- Учитывать
больничные листы. Вносить соответствующие данные о страховом стаже с
целью определения размера выплат.
- Организовывать
и документально оформлять обучение и
аттестацию работников.
- По
требованию выдавать справки о трудовой деятельности сотрудников.
- Представлять
данные в Пенсионный фонд, если работник только начинает трудовую
деятельность.
- Оформлять
документы для полисов по добровольному медицинскому страхованию
сотрудников в страховые компании.
- Осуществлять
контроль своевременного составления и предоставления табелей учета
рабочего времени.
- Подготавливать
документацию к передаче на хранение в архив.
- Осуществлять
воинский учет.
Кроме вышеперечисленных
задач, кадровик может выполнять другие обязанности.
Права сотрудника отдела кадров
Кадровики имеют определенные права, которые позволяют
исполнять им свои обязанности:
- вносить
на рассмотрение руководства предложения, с целью улучшения деятельности
кадровой службы;
- запрашивать
у руководителей всех уровней документы и информацию для осуществления деятельности;
- осуществлять
контроль соблюдения трудового законодательства в отношении сотрудников, а
также информировать руководителей о выявленных нарушениях;
- предоставлять
данные по вопросам, входящим в его компетенцию;
- сотрудничать
с другими организациями с целью решения вопросов, касающихся деятельности
отдела кадров.
Кадровик несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих
обязанностей.